Подготовка к выездным проверкам из ПФР и ФСС

Период выездных проверок компаний специалистами ПФР и ФСС все ближе. Напомним, что ревизоров будут интересовать правильность уплаты и начисления страховых взносов. «Форум Бизнес Консалт» предлагает разобраться, какие документы потребуются предприятиям для успешной проверки.


Общие проверки ФСС и ПФР – обязательное мероприятие, которое регламентирует федеральный закон № 212-ФЗ «О страховых взносах…». Как правило, такого рода визиты становятся неожиданностью для организаций.

Какие документы необходимы инспектору?

Список документов, которые может потребовать инспектор, опубликован в методических рекомендациях ПФР и ФСС. Согласно ФЗ №212 документы должны предоставляться в виде заверенных руководством проверяемого предприятия копий. Нотариально заверенные копии при этом приниматься не будут. Следует обратить также внимание, что инспектор вправе запрашивать неограниченное количество раз один и тот же документ.


Перечень документации, которую инспекторы могут запросить для проведения проверки, обширен:


  • Учредительная документация. На ее основании ревизором устанавливается наименование, фактический и юридический адрес организации, виде деятельности. Учредительные документы, кроме того, указывают на порядок выплат дивидендов, не облагающихся страховыми взносами.

  • Регистры налоговых и бухгалтерских учетов. Данная документация позволяет инспекторам устанавливать порядок ведения учетной политики компании и наличие «зарплатных схем», направленных на уменьшение начислений страховых взносов.

  • Книги по хозяйственным операциям, учета доходов и расходов за проверяемый период. Напомним, что предприятия на упрощенке являются плательщиками страховых взносов обязательного страхования. Следовательно, книги-регистры подтверждают начисление и выплату вознаграждений сотрудникам, заключившим гражданско-правовые и трудовые договоры с компанией-работодателем на УСН.

  • Расчеты по страховым взносам, которые сверяются с первичной документацией бухгалтерского и налогового учета.


Компаниям, ожидающим выездную проверку из ФСС или ПФР, необходимо знать, что инспекторы могут запросить документы, которые требовать не имеют права. Проверяющие могут также потребовать те документы, которые не ведутся организацией в принципе. К примеру, список сотрудников, работающих по договору гражданско-правового характера. Фирма не обязана вести учет этих лиц, а следовательно, и предоставлять эту информацию в ходе проверок.


Избежать «сюрприза» от ФСС и ПФР помогут сотрудники «Форум Бизнес Консалт» . Мы предоставляем юридические услуги в СПб, а также бухгалтерское обслуживание. Мы оцениваем вероятность проверок согласно отчетам по страховым взносам, указываем своим клиентам на те аспекты, которые обязательно привлекут внимание ревизоров. Оценив вероятность проверки, мы также поможем привести в порядок документацию, которая может потребоваться инспекторам в ходе проверки.